Новости
25.12.20
31 декабря 1803 г. было создано первое судебно-экспертное учреждение в Российской Империи
подробнее...
08.12.20
9 декабря 1912 г. открылся первый в России Петербургский Кабинет научно-судебной экспертизы при прокуроре Санкт-Петербургской Судебной Палаты
подробнее...
27.07.20
28 июля 1912 г. был принят закон о создании в России первого специализированного судебно-экспертного учреждения - кабинета научно-судебной экспертизы
подробнее...
01.06.20
Сделайте заказ с помощью нашего сайта и получите скидку 10 %
подробнее...
18.03.20
Вместе мы победим коронавирус! Мы продолжаем работать, в т.ч. и удалённо
подробнее...
|
13. Назначение искусствоведческой экспертизы
Искусствоведческие экспертизы чаще всего проводятся проводятся в рамках уголовных дел, в т.ч.связанным хищениями произведений искусства и антиквариата, по таможенным делам о контрабанде, уголовным делам о мошенничестве, уголовным делам о нарушении авторских прав, попытке невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния, незаконном обороте оружия, уничтожении или повреждении памятников истории и культуры, распространении порнографических материалов (порнографии) или предметов порнографического содержания.
По сравнению с чаще употребляемым в судебно-следственной практике термином «искусствоведческая экспертиза» другой термин - «историко-искусствоведческая экспертиза» методологчески является более точным, поскольку помимо произведений искусства на ланного рода экспертизу нередко поступают предметы не являющиеся произведением искусства или представляющие определенную ценность, которые ценятся в силу своего солидного вораста и раритетности.
Основные задачи искусствоведческой экспертизы - атрибуция исследуемого произведения, предмета или вещи (определение времени, места и других обстоятельств его создания), установление его подлинности, культурной или исторической ценности, иногда - установление конкретного автора произведения.
Объекты искусствоведческих экспертиз настолько разнообразны, что вряд ли можно составить из них сколько-нибудь полный перечень. К ним относятся предметы живописи (картины, рисунки, иконы, графика), скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства (фарфор, керамика, фаянс, майолика, терракота), старинное или древнее оружие, старая антикварная мебель, одежда прошлого века, старинные монеты, почтовые марки, и почтовые открытки, фотографии, старые книги, рукописи, музыкальные произведения и т. д. Используя криминалистическую терминологию, можно сказать, что объектами искусствоведческой экспертизы выступают предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность.
В криминалистическом смысле при назначении и проведении судебной искусствоведческой экспертизы и внесудебных исследований решаются идентификационные, диагностические и классификационные задачи.
Среди экспертов-искусствоведов принято различать атрибуцию и экспертизу. В первом случае речь идет об искусствоведческой экспертизе с целью изучении предмета и определения его индивидуальных и классификационных особенностей, на основании которых он занимает свое место в музейных или библиотечных коллекциях, получает свой художественный или исторический статус. Искусствоведческая экспертиза проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предмете вызывают сомнение и по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены экспертами- культурологами.
Специфика данного вида экспертной деятельности заключается в том, что профессиональных судебных экспертов-искусствоведов имеющих практический опыт проведения искусствоведческой экспертизы в рамках уголовных дел до недавнего времени практически не было. Это связано с тем, что эксперты-искусствоведы широкого профиля встречаются редко, один и тот же специалист вряд ли способен одновременно знать в деталях историю производства фарфора, особенности изготовления московских старопечатных книг и изменения в составе авторских грунтов живописных работ второй четверти XIX в. Глубокие познания в истории искусства поневоле подразумевают узкую специализацию, поэтому в проведении искусствоведческих экспертиз в большинстве случаев участвовали специалисты, не имеющие специальной экспертной подготовки.
В большинстве случаев назначение искусствоведческой экспертизы связывается с необходимостью подтверждения атрибуции художественных или антикварных предметов и оценкой их денежной стоимости, но не всегда.
Вопросы, которые ставятся перед экспертами-искусствоведами (культурологами), довольно сильно различаются в зависимости от характера исследуемых объектов. Так, эксперт-оружейник (эксперт по историческому оружиеведению) чаще всего отвечает на вопросы: - представляет ли данный предмет (оружие) историческую и культурную ценность? - относится ли данное оружие к боевому оружию ? - каково состояние сохранности предмета (оружия) на момент проведения историко-искусствоведческой (культурологической) экспертизы? - какова ориентировочная цена данного предмета (оружия)?
Эксперту-искусствоведу по ювелирным изделиям чаще всего поступают предметы с клеймом мастера и вопросами о подлинности предмета и его ориентировочной стоимости. Приблизительно те же вопросы решает и эксперт по произведениям живописи: в большинстве случаев ему приходится проверять сведения, имеющиеся у владельца произведения, и давать оценку его денежной стоимости. С развитием рынка антиквариата потребность в историко-культурологических экспертизах возрастает из года в год.
Эксперт-искусствовед отдела рукописей осуществляет следующие виды работ при экспертизе рукописных книг и архивных материалов:
- определяет авторство и подлинность документов; - датирует материалы (при экспертизе рукописных книг и ряда архивных материалов активно привлекается научная литература, посвященная бумажным знакам; изучаются филиграни и штемпели); - определяет место составления и бытования материалов; - описывает дефекты сохранности, физическое состояние переплетов и материалов; - изучает пометы, владельческие записи, экслибрисы и штампы, определяет статус и значимость упоминаемых лиц; - решает вопрос о степени уникальности материалов (наличие списков, в том числе в других архивохранилищах; изучение языковых особенностей); - определяет их научную значимость и дает денежную оценку.
В пособиях для следователей и судей приводятся следующие обобщенные вопросы, разрешаемые экспертами-искусствоведами:
- представляет ли данное произведение, предмет или вещь художественную или историко-культурную ценность? - имеет ли данное произведение, предмет или вещь художественное назначение, или оно не принадлежит к предметам искусства? - каково время и место создания (производства или изготовления) данного произведения, предмета или вещи? - является ли данное произведение оригиналом или копией (репликой, стилизацией, позднейшей подделкой, муляжом, компиляцией), является оно уникальным или серийным? - к какому направлению искусства или ремесла (школе) относится данное произведение? - каково состояние сохранности произведения? - подвергалось ли данное произведение переделке (реставрации, редактуре), какой именно? - какова ориентировочная денежная стоимость произведения? - является ли автором представленного произведения конкретное лицо?
Некоторые художественные предметы и объекты поступают на исследование к экспертам-криминалистам , которым, необходимо определить свою вторичную роль при проведении искусствоведческих экспертиз. С другой стороны, криминалистическая и методическая составляющие в заключениях судебных историко-искусствоведческих экспертиз, сделанных в учреждениях неэкспертного профиля, нередко выражены недостаточно. Бывают случаи, когда заключения экспертов-искусствоведов при решении вопросов об атрибуции или авторстве произведений лишь констатируют мнение эксперта, а не выступают результатом многоступенчатого исследования, описание которого позволило бы другому эксперту или специалисту убедиться в достоверности и обоснованности сделанных выводов.
Большинство судебных искусствоведческих экспертиз носят комплексный характер, что обусловлено интегративным характером стоящих перед экспертом задач. Во многих случаях эксперту-культурологу приходится исследовать материалы художественного изделия, подпись или клеймо автора, манеру (стиль) письма, признаки позднейшего воздействия (порчи, переделки, реставрации). Не каждый даже крупный музей и не каждая библиотека могут позволить себе приобрести дорогостоящее аналитическое оборудование для проведения физических и химических измерений, не говоря уже о дефиците хороших электронных микроскопов.
|