Новости
25.12.20
31 декабря 1803 г. было создано первое судебно-экспертное учреждение в Российской Империи
подробнее...
08.12.20
9 декабря 1912 г. открылся первый в России Петербургский Кабинет научно-судебной экспертизы при прокуроре Санкт-Петербургской Судебной Палаты
подробнее...
27.07.20
28 июля 1912 г. был принят закон о создании в России первого специализированного судебно-экспертного учреждения - кабинета научно-судебной экспертизы
подробнее...
01.06.20
Сделайте заказ с помощью нашего сайта и получите скидку 10 %
подробнее...
18.03.20
Вместе мы победим коронавирус! Мы продолжаем работать, в т.ч. и удалённо
подробнее...
|
9. Назначение психологической экспертизы
К компетенции психологической экспертизы (далее - ПЭ) могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и имеющие юридическую значимость.
Своевременное и обоснованное применение в ходе следствия специальных психологических познаний существенно расширяет возможности установления многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения дел, обеспечивает полноту исследования обстоятельств, помогает избежать объективного вменения.
Ведущим направлением экспертной работы является производство судебно-психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях.
Предметом психологической экспертизы являются имеющие значение для правосудия и др. фактические данные (или установление фактических данных) о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования.
Виды психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования. Общество выполняет экспертизы следующих видов:
- экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний;
- экспертиза индивидуально-психологических особенностей;
- экспертиза способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими;
- экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
- экспертиза способности понимать характер и значение сексуального насилия и оказывать сопротивление действиям обвиняемого;
- экспертиза психического состояния жертвы суицида.
Проводятся исследования по новым направлениям ПЭ:
- экспертиза порока воли (по гражданским делам - ст. 177, 178, 179 ГК РФ);
экспертиза морального вреда; -
- экспертиза детско-родительских отношений (по делам о месте проживания ребенка, участии в воспитании, целесообразности усыновления и прочим);
- экспертиза иерархии преступной группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов;
- экспертиза соответствия психофизиологических особенностей субъекта требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (в т.ч. по делам об авариях на транспорте и производстве);
- экспертиза психологических мотивов противоправных действий;
- экспертиза достоверности показаний;
- экспертиза психологического воздействия и психического насилия;
- экспертиза социального взаимодействия.
К новым направлениям комплексных исследований относятся: психолингвистическая экспертиза устной и письменной речи; психолого-лингвистическая экспертиза текста; психолого-искусствоведческая экспертиза фото- и видеопродукции.
Основным объектом судебно-психологической экспертизы является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т.е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях. К объектам исследования судебно-психологической экспертизы относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:
- вещественные доказательства;
- документы как особый вид доказательств;
- протоколы допросов и следственных действий;
- заключения судебных экспертиз;
- справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.;
- продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.
- фото и видеодокументы.
Специфику исследования в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.
Общество проводит научные исследования по теоретическим и методологическим проблемам судебно-психологической экспертизы, проводит адаптацию методов экспертного исследования.
Описание проводимых психологических экспертизЭкспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний
Объекты исследования
Человек (как носитель психического), имеющий определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый).
Материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, заключения все проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях.
|
|
Типовые задачи (вопросы)
Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в состоянии аффекта?
Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
Являлась ли исследуемая ситуация или действия такого-то (уточнить) психотравмирующей (аффектогенной, стрессогенной, пр.) для обвиняемого (подсудимого)?
Какое влияние оказало состояние простого алкогольного опьянения на психическую деятельность обвиняемого (подсудимого) в интересующий следствие (суд) период?
Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
|
Экспертиза индивидуально-психологических особенностей
Объекты исследования
Человек (как носитель психического), имеющий определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший).
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения о эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.
|
|
Типовые задачи (вопросы)
Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого) могли повлиять на его поведение в интересующий следствие (суд) период?
Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость и пр. - указать интересующее свойство)?
Имеются ли у обвиняемого какие-либо индивидуально-психологические особенности, которые бы указывали на закономерность или случайность его поведения в юридически значимой ситуации?
Могла ли исследуемая ситуация и сложившиеся жизненные обстоятельства (указать, какие) повлиять на актуализацию определенных мотивационных линий обвиняемого и проявление его индивидуально-психологических особенностей?
Какие мотивационные линии преобладали в поведении обвиняемого в исследуемой ситуации (сострадание, вражда, месть и т.д.).
|
Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых
Объекты исследования
Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый) не страдающий психическим расстройством.
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения о эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.
Медицинская документация, содержащая сведения о развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях.
Заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится.
|
|
Типовые задачи (вопросы)
Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии?
Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?
|
Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших
Объекты исследования
Свидетель или потерпевший.
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия.
Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания.
Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации.
Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях.
|
|
Типовые задачи (вопросы)
Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) индивидуально-психологические особенности (в том числе особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), которые могли существенно снижать качество восприятия, запоминания и воспроизведения им важной для дела информации?
Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
Способен ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания в настоящее время?
Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?
Какие психологические факты могут свидетельствовать в пользу достоверности показаний свидетеля (потерпевшего), а какие - против?
|
Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
Объекты исследования
Потерпевший.
Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства).
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания, специфическом (сексуальном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него.
Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц).
Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми).
|
|
Типовые задачи (вопросы)
Выявление признаков отставания в психическом развитии, определение влияния отставания на психическую деятельность в исследуемый период.
Установление способности адекватно воспринимать внешнюю сторону событий.
Установление способности воспринимать внутреннее содержание действий сексуального характера.
Выявление индивидуально-психологических особенностей, существенно повлиявших на поведение потерпевшего в период совершения в отношении него противоправных действий (а также до и после этого).
Установление способности оказывать сопротивление действиям виновного.
Соответствие содержания показаний потерпевшего о его поведении в исследуемой ситуации присущим ему индивидуально-психологическим особенностям.
Установление состояния, оказавшего существенное влияние на поведение и способность оказывать сопротивление.
Выявление особенностей развития и индивидуально-психологических свойств и качеств, способствовавших виктимному поведению жертвы.
|
Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)
Объекты исследования
Любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения:
- о психической деятельности погибшего (его действиях, поведении, состоянии, контактах и мн.др.),
- обстоятельствах гибели, причине смерти,
- а также материалы, характеризующие погибшего, его социальную среду, условия развития, связи и отношения,
- данные, раскрывающие индивидуально-психологические особенности, систему ценностей, склонности, интересы, установки и т.д.
Такими источниками информации могут быть:
- показания свидетелей - близких, родственников, друзей, сослуживцев, очевидцев, прочих;
- протоколы следственных действий,
заключения экспертиз, справки, истории болезни, другая меддокументация,
послужные списки,
- протоколы психологического обследования (для военнослужащих),
- приобщенные к делу предсмертные записки, письма, дневники, рисунки, иные продукты творчества.
|
|
Типовые задачи (вопросы)
Установление внешних и внутренних факторов суицидального риска.
Установление эмоционального состояния жертвы в период, предшествовавший гибели.
Проведение психологического анализа ситуации, разрешившейся суицидом (явным, неявным).
Установление возможных причин суицидального поведения, его связи с конкретными обстоятельствами.
Установление причинно-следственной связи между определенными действиями конкретного лица (или ряда лиц) и психическим состоянием погибшего в период, предшествовавший самоубийству (при подозрении на доведение).
Дополнительные задачи по фактам суицидов несовершеннолетних:
какие возрастные и индивидуальные особенности несовершеннолетнего могли повлиять на восприятие им ситуации, принятие решения, осознание последствий;
мог ли несовершеннолетний в полной мере понимать характер и значение своих действий и руководить ими.
|
Экспертиза по делам о возмещении морального вреда
Объекты исследования
Личность потерпевшего (истца).
Ситуация социального взаимодействия потерпевшего с причинителем вреда.
Психическое состояние потерпевшего.
Иск о возмещении морального вреда.
Материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, меддокументация, заключения экспертиз, др.).
|
|
Типовые задачи (вопросы)
Определение качества негативных субъективных переживаний потерпевшего и его психического состояния.
Установление факта изменения психического состояния потерпевшего в период, последовавший после виновных действий (бездействия) причинителя вреда.
Определение ценностей и отношений потерпевшего, наименее устойчивых к психотравмирующему воздействию.
Установление индивидуально-психологических особенностей потерпевшего, способствующих увеличению глубины и интенсивности его субъективных переживаний, как связанных с действиями виновного, так и с изменениями, за ними последовавшими.
Определение качественных изменений, произошедших в различных сферах жизнедеятельности потерпевшего с момента воздействия на него неблагоприятных событий.
Установление непосредственных и косвенных последствий действий причинителя вреда, происшедших в жизни потерпевшего и их влияния на его жизнедеятельность.
Установление наличия причинно-следственной связи изменений психического благополучия потерпевшего с конкретными жизненными обстоятельствами (в т.ч. обусловленными действиями виновного).
|
Экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли
Объекты исследования
Личности субъектов спорного материального правоотношения.
Материалы дела и приобщенные к ним материалы, содержащие сведения о психической деятельности субъектов сделки, а также справки, истории болезни, иная меддокументация.
Сведения о природе сделки, ее предмете, условиях заключения.
Фактические данные о ситуации спорного правоотношения.
|
|
Типовые задачи (вопросы)
Установление способности дееспособного лица при заключении сделки понимать значение своих действий.
Установление способности дееспособного лица при заключении сделки руководить своими действиями.
Определение состояния стороны сделки в момент ее совершения и влияния этого состояния на способность осознавать фактическое содержание своих действий и волевое управление ими (влияния на полноценность волеизъявления).
Установление психологических факторов, влияющих на формирование у агента сделки неправильного представления о сделке.
Определение структуры и содержания основных мотивационных линий сторон сделки (агента и контрагента - истца и ответчика).
Определение личностной значимости для потерпевшей стороны обстоятельств, при которых была заключена сделка.
Психологический анализ поведения обеих сторон, определение степени осознанности и свободы действий.
|
Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей
Объекты исследования
Личность ребенка.
Личности родителей (воспитателей).
Детско-родительские отношения.
Внутрисемейные отношения (мать-отец, ребенок - братья, сестры, прочие члены семьи, отчим, мачеха).
Ситуация развития.
Все материалы дела, содержащие фактические данные об объектах исследования.
|
|
Типовые задачи (вопросы)
Определение степени привязанности ребенка к каждому из родителей (к другим членам семьи).
Исследование особенностей психического развития ребенка, его индивидуально-психологических свойств и качеств.
Исследование индивидуально-психологических особенностей родителей, стиля воспитания, иерархии ценностей и основных мотивационных линий поведения, влияющих на всестороннее развитие ребенка.
Установление психологически целесообразного места проживания ребенка.
Установление психологически целесообразного порядка участия родителей в воспитании.
Установление психологических факторов целесообразности усыновления.
Выявление недопустимых с точки зрения соблюдения прав ребенка форм обращения и способов воспитания (пренебрежения, жестокости, насилия, эксплуатации и пр.).
Определение влияния семейного конфликта на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка.
|
Экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве
Объекты исследования
Человек (как носитель психического), его психическая деятельность в конкретной ситуации деликта.
Содержание профессиональных функций.
Ситуация деятельности.
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном.
|
|
Типовые задачи (вопросы)
Какие индивидуально-психологические особенности могли повлиять на качество исполнения профессиональных функций (в т.ч. восприятие и оценку обстоятельств, принятие решения и его реализацию)?
В каком психическом (эмоциональном) состоянии находился оператор (водитель) в период, относящийся к аварии, и как это состояние повлияло на его психическую деятельность?
Соответствовали ли психологические и психофизиологические особенности оператора (водителя) требованиям экстремальных условий функционирования или нервно-психическим перегрузкам при управлении современной техникой?
Способен ли был оператор (водитель) предвидеть наступление опасных последствий своих действий (бездействия), принять правильное решение по предотвращению этих последствий и реализовать его, контролируя ход реализации?
|
|